Богослужіння Древньої Церкви
1. Михаил (Арранц М.О. (Arranz M.)), Рубан Ю. История Византийского Типикона («Око Церковное»), ч.1 - Предвизантийская эпоха. Исторические свидетельства о молитве древних христиан (до V в.). СПб, 2003. 2. Пентковский А.М. Антиохийская литургическая традиция в IV-V столетиях // ЖМП, №7, 2002, С. 73-87. 3. Скабалланович М. Толковый Типикон, вып. I, Киев, 1910.
Візантійське богослужіння
Історія Типікону
1. Арранц М.О. (Arranz M.). Око церковное. Переработка опыта ЛДА 1978. М., 1999. 2. Дмитриевский А.А. Рецензия на сочинение проф. И. Мансветова Церковный устав ... // ХЧ, 1888, № 9-10 . 3. Дмитриевский А.А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Том I. Киев, 1895. 4. Дмитриевский А.А. Древнейшие патриаршие типиконы: Святогробский Иерусалимский и Великой Константинопольской Церкви. Киев, 1907. 5. Дмитриевский А.А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Том III. Киев, 1917. 6. Мансветов И.Д. Церковный устав (Типик), его образование и судьба в греческой и русской Церкви. М. 1885. 7. Пентковский А.М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М. 2001. 8. Пентковский А.М. Константинопольский и Иерусалимский богослужебные уставы, //ЖМП, №4, 2001. 9. Пентковский А.М. Студийский устав и уставы студийской традиции, //ЖМП, №5, 2001, С. 69-80. 10. Пентковский А.М. Ктиторские типиконы и богослужебные синаксари евергетидской группы // БТ №38. М., 2003. 11. Пентковский А.М. Богослужебный синаксарь константинопольского монастыря Христа Человеколюбца // БВ, № 4, 2004, С. 177-208. 12. Пентковский А.М. Иерусалимский типикон в Константинополе в Палеологовский период // ЖМП, №5, 2003, С. 77-87 13. Шмеман Александр, прот. Введение в Литургическое Богословие. М., 1996.
Про устав Великої Церкви
1. Арранц М.[О. (Arranz M.)]. Избранные сочинения по литургике. Том III. Евхологий Константинополя в начале XI века и Песенное последование по требнику митрополита Киприана, М., 2003. Содержит полную библиографию о Песенном последовании, литургические реформы Византии и Русской церкви.
Литургічні реформи Візантії
1. Алымов В.А. Лекции по исторической литургике в Высшей Религиозно-философской школе в Петербурге (1994-1995 гг.). Файл доступен к скачиванию на сайте ПСТГУ в формате PDF. 2. Арранц М.О. (Arranz M.). Как молились Богу древние византийцы: суточный круг богослужения по древним спискам Византийского Евхология. ЛДА, 1979. 3. Арранц М.О. (Arranz M.). Евхаристия востока и запада, М., 1999. 4. Киприан (Керн), архимандрит. Евхаристия. Париж, 1947. 5. Тафт Роберт Фрэнсис (Taft Robert Francis). Византийский церковный обряд, краткий очерк. СПб, 2000. 6. Успенский Н.Д. Чин Всенощного Бдения на православном Востоке и в Русской Церкви, гл. I-V (Чин Всенощного Бдения на православном Востоке) // БТ №18. М. 1978. 7. Arranz M., Les grandes étapes de la liturgie byzantine: Palestine-Byzance-Russie: Essai d'aperçu historique in Liturgie de l'église particulière et liturgie de l'église universelle (Conférences s. Serge 1975) (=EL, Subsidia 7) (Rome, 1976), p. 43-72.
Гімнографія
1. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопений Греческой Церкви. СПб. 1902. 2. A Guide to Byzantine Hymnography. A Classical Bibliography of Texts and Studies, I. Szoveflly. Leyden, 1978-1979. 3. Γεώργιος Ι. Παπαδόποθλος. Συμβολαι ε ἰς τήν ἱστοριαν τῆς Ἐκκλησιαστικῆς Μουσικῆς. Ἀθὴνα, 2002. 4. Γεώργιος Ι. Παπαδόποθλος. Ἱστορική ἐπισκόπησις τῆς Βυζαντινῆς Ἐκκλησιαστικῆς Μουσικῆς. Κατερίνη, 2002. 5. Μητσάκης Κ. Βυζαντινὴ υμνογραφία. Θεσσαλονίκη, 1971. 6. Τομαδάκης Ν. Βυζαντινὴ υμνογραφία καὶ ποιήσις. Θεσσαλονίκη, 1965.
Древньоруске богослужіння
1. Алексеев А.А. Кирилло-мефодиевское переводческое наследие и его исторические судьбы // История, культура, этнография и фольклор славянских народов. X Международный съезд славистов. М., 1988. 2. Благой Чифлянов, ставрофорен икон. Богослужебният чин, преведен от св. братя Кирил и Методий в началото на тяхната Моравска мисия // Αναλεκτα Βλαταναδων, №31. Θεσσαλονίκη, 1994. (парр. на греч.и на болгарском).
Литургічні реформи на Русі
1. Лосева О.В. Древнерусский месяцеслов. М. 2006. 2. Момина М.А. Проблема правки славянских богослужебных гимнографических книг на Руси в XI столетии // ТОДЛ, т.45, СПб, 1992, С. 200-219. 3. Пентковский А.М. Литургические реформы в истории Русской Церкви и их характерные особенности //ЖМП, №2, 2001, С. 72-80. Першопочатковий древньоруський устав, реформа прп. Феодосія Печерського, Студійский Устав на Русі:
1. Антипов Иоанн, священник. Богослужебные традиции Русской Православной Церкви с XI по XVIIв. (по опубликованным памятникам). Машинопись. Загорск, 1991. 2. Дмитриевский А.А. Богослужение в Русской Церкви за первые пять веков // ПС, 1882, январь-декабрь. 3. Карабинов И.А. Студийский Типик в связи с вопросом о реформе нашего богослужебного устава. Пг., 1915. 4. Карабинов И.А. Отзыв о труде М. Лисицина «Первоначальный славяно-русский Типикон». Пг., 1916. 5. Лисицын М. Первоначальный славяно-русский Типикон. СПб, 1911. 6. Одинцов Н. Порядок общественного и частного богослужения в древней России до XVI в. СПб, 1881. 7. Пентковский А.М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М. 2001. 8. Скабалланович М. Рецензия на работу М. Лисицина «Первоначальный славяно-русский Типикон» // Извлечение из журналов Совета Киевской Духовной Академии за 1910-1911 учебный год. Киев, 1911, С. 441-442. 9. Скабалланович М. Несколько поправок к книге М. Лисицина «Первоначальный славяно-русский Типикон» (рецензия и результаты коллоквиума). Киев, 1912. 10. Уханова Е.В. Этапы развития восточно-христианского богослужения IX - начала XV в. в древнерусских списках Студийского Устава // Учёные записки Научного центра русской церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского. Выпуск 1. Гимнология. Материалы Международной научной конференции «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского» (к 130-летию Московской консерватории), 3-8 сентября 1996. М., 2000. С. 101-113. 11. Уханова Е.В. Кафедральное богослужение древнерусской Церкви XIII-XIVвв. // Учёные записки. Российский православный университет ап. Иоанна Богослова, вып.5. М. 2000. С. 32-42. 12. Уханова Е.В. Особенности богослужения Русской церкви IX-XIVвв. // Вестник РГНФ, М., 2000, №3. 13. Уханова Е.В. Древнейшая русская редакция Студийского устава: происхождение и особенности богослужения по Типографскому списку // Типографский Устав: Устав с кондакарем конца XI - начала XII века / под редакцией Б. А. Успенского. М. 2006. 3 т., С. 239-253.
Реформа митрополитів Московських Алексія и Кипріана Введение Иерусалимского устава
1. Мансветов И.Д. Митрополит Киприан в его литургической деятельности. М. 1882. 2. Мансветов И.Д. Церковный устав (Типик), его образование и судьба в греческой и русской Церкви. М. 1885. 3. Пентковский А.М. Из истории литургических преобразований в Русской Церкви в третьей четверти XIV столетия (Литургические труды святителя Алексия, митрополита Киевского и всея Руси) // Символ, Париж, №29, 1993.
Історія словянського Октоїха
1. Крашенинникова О.А. Октоих и Параклит: к истории двух названий одной литургической книги // Герменевтика древнерусской литературы, сб. 6, ч. II. М., 1993. С. 398-406. 2. Крашенинникова О. А. К истории формирования седмичных памятей Октоиха // БТ №32. М., 1996, С. 260-268. 3. Крашенинникова О.А. Ранневизантийские источники славянского Октоиха XIII-XIV вв. // Учёные записки Научного центра русской церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского. Выпуск 1. Гимнология. Материалы Международной научной конференции «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского» (к 130-летию Московской консерватории), 3-8 сентября 1996. М., 2000. С. 114-121. 4. Лозовая И.Е. Типология древнерусских Параклитов и их отношение к действующему литургическому уставу // Учёные записки Научного центра русской церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского. Выпуск 3. Гимнология. Материалы Международной научной конференции «Церковное пение в историко-литургическом контексте: Восток-Русь-Запад» (к 2000-летию Рождества Христова), 15-19 мая 2000. М., 2003. С. 64-73. 5. Лозовая И.Е. О системе пения седмичных канонов Октоиха в ранней литургической традиции // Учёные записки Научного центра русской церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского. Выпуск 4. Гимнология. Византия и Восточная Европа. Литургические и музыкальные связи. М., 2003. С. 52-68
Історія славянської Тріоді
1. Карабинов И.А. Триодь Постная. СПб, 1910.
Історія славянського Служебника
1. Афанасьева Т.И. Некоторые особенности состава славянских служебников XI-XV вв. в сравнении с греческими евхологиями этого периода // Хризограф, вып. 2. М., 2005. С. 200-207. 2. Слуцкий А.С. Диалог священнослужителей после Великого Входа в славянских служебниках XIII-XIV веков // Христианский Восток, СПб, 2001, т.2(VIII), новая серия, С. 242-254.
Історія славянських Міней
1. Нечунаева Н.А. Минея как тип славяно-греческого средневекового текста. Таллин, 2000.
XVI ст.
Венеціанскі видання грецьких богослужбових книг і їх справа
1. Legrand E. Bibliographie hellénique, ou description raisonnée des ouvrages publiés en grec par les grecs au XVe et XVIe siècles. 4 vols. Paris, 1885-1906. (rep.: Bruxelles: Culture et civilization, 1963). 2. Legrand E. Bibliographie hellénique, ou description raisonnée des ouvrages publiés par des grecs au XVIIe siècle. 5 vols. Paris, 1894-1903. (rep.: Bruxelles: Culture et civilization, 1963). 3. Τομαδάκης Ν.Β. Ἡ ἐν Ἱταλία ἔκδοσις ἐλληνικῶν ἐκκλησιαστικῶν βιβλίων, (La Chiesa Gresa in Italia dall'VIII al XIV secolo (= Italia Sacra 21)), (Padua: Editrice Antenore, 1972), 685-721.
Література про Максима Грека
1. Буланин Д.М. Переводы и послания Максима Грека. Неизданные тексты. Л., 1984. 2. Ковтун Л.С., Синицына Н.В., Фонкич Б.Л. Максим Грек и славянская Псалтырь (сложение норм литературного языка в переводческой практике XVI в.) // Восточнославянские языки. Источники для их изучения. М., 1973. 3. Кравец Е.В. Книжная справа и переводы Максима Грека как опыт нормализации церковнославянского языка в XVI в. // Russian Linguistics, XV, 1991. 4. Синицына Н.В. Максим Грек в России. М., 1977. 5. Тарасова-Кравец Е.В. К вопросу о языковой позиции Максима Грека // Герменевтика древнерусской литературы (сборник 2, XVI-начало XVIIIвв.). М., 1989. С. 138-148. 6. Δημητρακόπουλος Θ. Μαξίμου το Γραικοῦ ἐπιγράμματα καὶ κανόνας // Ἐπιστημονικὴ Ἐπετηρίς τῆς Φιλοσοφικῆς Ζχολῆς τοῦ Πανεπιστημίου Ἀθηνῶν, ΚΘ', (1986-1991), 1992, σ. 333-350.
Літургічні реформи і книгодрукування (XVI-XVII)
1. Запаско Я.П., Iсаєвич Я.Д. Пам'ятки книжкового мистецтва. Каталог стародрукiв, виданих на Українi. Львов, 1981. кн. I (1572-1700г.). 2. Запаско Я.П., Мацюк О.Я. Львовськi стародруки: Книгознавчий нарис. Львiв, 1983. 3. Iларiон(Огiєнко), митрополит. Iсторiя українського друкарства. Киев, 1994. 4. Исаевич Я. Д. Издательская деятельность Львовского братства XVI-XVIIIвв. // Книга. Исследования и материалы, сб. 7. М., 1962. С. 199-238. 5. Исаевич Я.Д. Преемники первопечатника. М., 1981. 6. Киселёв Н.П. Греческая печать на Украине в XVIв. // Книга. Исследования и материалы, сб. 7. М., 1962. С. 171-198. 7. Лабынцев Ю. А., Щавинская Л.Л. Историко-культурный контекст белорусского кирилловского книгоиздания в Вильне во второй половине XVI в. // Федоровские чтения 2003. М., 2003, С. 90-99. 8. Перетц В.Н. Из истории простой мовы на Украине. Переводы триодных синаксарей в XVII в. // Исследования и материалы по истории старинной украинской литературы. XVI-XVIII вв., III (=Сб. ОРЯС, Вып. 3), Л., 1929. 9. Першодрукар Iван Федоров та його послiдовники на Українi (XVI - перша половина XVII ст.): Збiрник документiв. Київ, 1994. 10. Meyendorff Paul. "The Liturgical Reforms of Peter Moghila: A New Look," // SVTQ 29(1985), p. 101-114.
Книжна справа і літургічні реформи на Русі в XVII ст.
1. Успенский Н.Д. Чин Всенощного Бдения на православном Востоке и в Русской Церкви, гл. VI, Чин Всенощного Бдения в Русской Церкви // БТ № 19. М. 1978.
Справа при патріархах Філареті та Йосифі
1. Казанский П. Исправление церковно-богослужебных книг при патриархе Филарете. М., 1848. 2. Миролюбов И. Деятельность Московского Печатного Двора при патриархе Иосифе. Машинопись. МДА, 1993. 3. [Соев П.М.] Исправление богослужебных книг при патриархе Филарете // ПС, 1862, август (С. 361-405), сентябрь (С. 32-86).
Справа при патріархові Никоні
1. Александров Д. Исправление книг в XVII столетии. Оренбург, 1911. 2. Варакин Д.С. Рассмотрение примеров, приводимых в защиту реформ бывшего патриарха Никона. М., 2000. 3. Крылов Георгий, священник. Книжная справа XVII в.: Богослужебные Минеи. М. 2008 (в печати). 4. Мансветов И.Д. Как у нас правились церковные книги. // Приб., I ч. - 1883. (кн. IV) ч. XXXII, С. 514-574; II ч. - 1884. ч. XXXIII, С. 273-320. 5. Мансветов И.Д. Как правились Типик и Минеи. Очерк из истории книжной справы в XVII столетии. М. 1884. 6. Мансветов И.Д. Церковный устав (Типик), его образование и судьба в греческой и русской Церкви. М. 1885. 7. Николаевский П.Ф., протоиерей. Московский Печатный Двор при патриархе Никоне. // ХЧ, I гл. - 1890, 1 ч, № 1-2, С. 114-141; II гл. - 1890, 2 ч, № 9-10, С.434-467; III гл. - 1891, 1 ч, № 1, 2, С. 147-186; IV гл. - 1891, 2 ч, № 7-8, С.151-186. 8. Никольский К. протоиерей. О службах Русской Церкви, бывших в прежних богослужебных книгах. СПб. 1885. 9. Никольский К. протоиерей. Материалы для истории исправления богослужебных книг (Об исправлении устава церковнаго в 1682. и месячных миней в 1689 - 1691 г.). СПб. 1896. 10. Успенский Н.Д. Коллизия двух богословий в исправлении русских богослужебных книг в XVII веке // БТ №13. М., 1975. С. 148-171. 11. Успенский Б.А. Раскол и культурный конфликт XVII века // Успенский Б. А. Избранные труды, т.1. М., 1994. С. 477-519.
XVIII-XX ст.
1. Бабаева Е.Ю. История русской лингвистической мысли начала XVIII в. и языковая практика Петровской эпохи (Лингвистическая и редакторская деятельность Ф. Поликарпова). Машинопись. М., 1989. 2. Балашов Николай, протоиерей. На пути к литургическому возрождению. М. 2000. 3. Сове Б.И. Проблема исправления богослужебных книг в России в XIX-XX веках // БТ №5. М., 1970. С. 25-68.
|